"Свобода личности и апостасийная утопия толерантности".Из выступления Н.А.Гоголина на заседании клуба "Логос"  

Осмысление понятия "толерантность" и его пределов представляется возможным относительно категорий свободы личности,которых существует,по крайней мере три,весьма различных между собою и имеющих собственные сферы своего рассмотрения.Первая-это свобода воли человека как образа Божия,которую можно назвать ещё метафизической,или онтологической,свободой.И.Кант называл такую свободу космологической.Это такая способность человека,которая даёт ему возможность внутреннего выбора-поступить так или иначе.Здесь свобода выступает как фундаментальное свойство человеческой природы.Это свойство личности,утрата которого приводит к полной её деградации.Над этой свободой никто не властен:на люди,ни общество,ни демоны,ни Сам Бог.Понимание человеческой свободы в области нравственной определяет предмет выбора как добро или зло,добродетель или грех.Есть другой вид свободы,который сопряжён с реализацией выбора человека в его жизни,окружённой другими людьми с их собственными выборами,с их интересами,мировозренческими установками и прочим,то есть с массой внешних обстоятельств,которые могут встать на пути желаний и волевых решений человека.Речь идёт о свободе действий человека,о возможности его самовыражения-так называемой внешней свободе человека.Вот в этом плане свобода представляет собой весьма сложный феномен,который сопряжён с тем,что в современном мире называется свободами или правами человека.Внешняя свобода,или самовыражение,человека может быть проявлена либо в творении добра,либо в делании злого.Имеется масса международных и национальных правовых документов,определяющих гарантии свобод и прав человека,п также условий их ограничения.В о Всеобщей Декларации прав человека 1948 года записано:"При осуществлении прав и свобод каждый человек должен подвергаться тем ограничениям,какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали,общественного порядка в демократическом обществе"(ст.29,п.2).С тем,чтобы разобраться в хитросплетениях проявлений внешней свободы человека,необходимо рассмотреть третье понимание свободы-внутреннюю,или духовную,свободу человека.Она определяется направленностью личности к абсолютной для него ценности,которая является для него абсолютным орентиром,целью всей его жизни.Для одного такой абсолютной ценностью является Бог,для другого-деньги и богатство,для третьего-истина,для четвёртого-слава.Какими разными могут быть ценности и цели в жизни человека!Поэтому совершенно очевидно,о кипении каких страстей в современном обществе свидетельствуют образцы шоу-бизнеса,которые весьма востребованы,и прежде всего в молодёжной среде.Буйство этих самовыражений в рамках представленных свобод не может не вызвать противления,неприятия,а порой протестного поведения других людей.Что в таких условиях мира контрастов,оставшегося без Бога,остаётся делать?Единственное-призывать людей быть терпимыми друг к другу,к разного рода проявлениям и тем самым постараться жить в мире.Что называется "дошли до ручки".16 ноября 1995 года 183 страны -члены ЮНЕСКО приняли "Декларацию принципов толерантости (терпимости)".В статье 1 этого документа определяется понятие:"Терпимость означает уважение,принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности".В соответствии с этим документом терпимость не распространяется в отношении посягательств на универсальные права и основные свободы человека,на социальную несправедливость,не предусматривает отказа от своих или уступки чужим убеждениям,По существу поле терпимости охватывает лишь межэтические,межрелигиозные отношения,современную мультикультурную среду и,конечно же,размывает границы допустимых в обществе норм морали и нравственности.Трудно расчитывать на понимание этого со стороны тех этносов,тех религиозных общностей,моральные,нравственные и религиозные ценности которых попираются.Создаётся впечатление,что некоторые ревнители либеральных свобод и прав пытаются испытывать на терпение тех,кто не разделяет их свободных нравов.Эта декларация решительно ничего не приносит в жизнь нашего общества,кроме расширения возможностей к развращению новых поколений.Эта декларация утопична по существу,так как не учитывает повреждённости человеческой природы.Об утопичности идеи толерантости свидетельствует интолерантость к инакомыслящим со стороны тех,кто пытается навязать нашему обществу приемлимость пороков,выдавая их за "формы самовыражения и способы проявлений человеческой индивидуальности",а также насилие,в международных делах выразившееся ,например,в бомбандировках суверенной Сербии,в захвате Ирака,в казни руководителя этого государства,в стратегии "выженной земли" в Южной Осетии,в стремлении навязать различным народам "образцы западной культуры".Трудно понять необходимисть толерантости для народа,имеющего православную культуру,идею (русскую идею) которой прекрасно выразил замечательный русский философ Алексей Степанович Хомяков:"Единство в свободе по законам Любви".

на рассылки
на перекрёстки
о толерантости
на главную

Hosted by uCoz